Мошенничество в отношении граждан старшего поколения, к сожалению, с каждым годом набирает все новые обороты. Злоумышленников привлекают такие особенности пожилых людей как доверчивость и открытость, страх обидеть недоверием; недостаток общения, эмоциональный «голод», одиночество; слабая информированность по ряду вопросов (незнание законодательства, некритичное отношение к официально заявленной информации и т.д.); неумение пользоваться современными коммуникационными технологиями: мобильными телефонами, компьютером, банковскими картами. Мошенники же прекрасно разбираются не только в технологиях, но и в психологии и изобретают все новые и новые способы обмана граждан.
Самым эффективным методом профилактики преступлений данной категории является информирование населения о наиболее распространенных мошеннических схемах и способах уберечься от преступных посягательств.
С целью профилактики виктимного поведения граждан пожилого возраста, в том числе одиноко проживающих, в ГБУ КО «Кировский центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» реализуется целый комплекс мероприятий: публикации в СМИ (в том числе на сайте учреждения и в социальных сетях), распространение памяток, проведение бесед, занятия с психологом, юридические консультации и др.
Профилактическую беседу с участниками Клуба общения 06 сентября провели сотрудники МО МВД России «Кировский»: начальник участковых уполномоченных полиции Ермаков Алексей Сергеевич и специалист по связям с общественностью Балабанова Ольга Петровна. Они рассказали о наиболее распространенных случаях противоправных действий в отношении пенсионеров, имевших место на территории Кировского района и о том, как не стать жертвой мошенников.
В отношении пожилых людей мошенники могут действовать различными способами:
— Визит домой (под видом представителей государственных организаций, например, Пенсионного фонда, социальной службы и т.д.).
— Телефонные звонки с заведомо ложной информацией (звонки с просьбой о помощи, требования погашения задолженности и многое другое).
— Обман-рассылка (сообщения о выигрыше, доступ к услугам через отправку сообщений и т.д.).
— Предложение «выгодно» приобрести какой — нибудь аппарат, лекарства, средства бытовой химии под видом проведения различных социальных и благотворительных программ.
— Предложение услуг по снятию «порчи», лечению болезней с использованием экстрасенсорных способностей и др.
Участники встречи с большим интересом слушали представителей органов правопорядка и поделились историями о своих знакомых, оказавшихся в роли жертв злоумышленников. А несколько человек признались, что сами чуть не попались в ловко расставленные мошенниками сети. Уберегло их как раз то, что они были уже проинформированы о возможных преступных схемах и сумели правильно отреагировать в стрессовой ситуации.
С целью закрепления полученной информации сотрудники полиции предложили взять каждому на память листовки с полезной информацией. «Серебряные волонтеры» отряда «Доброта через года» Дунашёва Е.И. и Федосеева Т.И. раздали их всем присутствующим. «Кто предупреждён, тот вооружен!»
Также сотрудники полиции предложили несколько простых советов, как не стать жертвой мошенников:
ü Остерегайтесь открывать двери незнакомым Вам людям;
ü Ни в коем случае не пускайте в дом посторонних лиц. Если они выдают себя за работников социальных служб или других учреждений спросите фамилию и телефон этой службы. Позвоните туда и убедитесь в достоверности. Сообщите об инциденте в полицию. Если за дверью мошенник, он не станет дожидаться выяснения Вами ситуации;
ü Если же Вы открыли дверь, не впускайте незнакомца в квартиру или дом, разговаривайте на пороге;
ü Не следует отдавать документы (паспорт, пенсионное, ветеранское удостоверения и т. д.);
ü Не оставляйте незнакомца одного в комнате;
ü Не покупайте никакие приборы (в том числе сигнализаторы, фильтры для воды), медикаменты или БАДы на дому, через курьера, либо с рук, ничего хорошего не приобретете;
ü Ни в коем случае не вступайте в контакт с незнакомыми людьми, которые навязывают Вам любые услуги, в том числе и по телефону;
ü Не доверяйте свои деньги и ценности гадалкам и ясновидящим, встретившим вас на улице или явившимся к вам в дом;
ü Не поддавайтесь предложениям обменять деньги. Никакие операции с деньгами на дому не проводятся, а разного рода доплаты к социальным выплатам поступают гражданам привычным путем — на счет в банке или их приносит почтальон.
ü Не обращайте внимание на СМС-ки с сообщением о выигрыше и просьбой отправить определенную сумму денег на незнакомый счет или номер;
ü Если вам позвонили по телефону и сообщили о том, что Ваш родственник попал в беду и для этого необходима определенная сумма денег, обязательно проверьте эту информацию, свяжитесь со своими родными;
ü Не верьте людям, предлагающим оформить путевку в санаторий со скидкой и требующих предоплаты.
Будьте бдительными, осторожными и повышайте свою грамотность. Будем рады видеть вас на занятиях в Университете «Компетентная зрелость» в нашем Центре. Телефон для справок: 5-33-99.